Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность №Л035-01298-77/00640777

Альтернативная коммуникация

Альтернативная коммуникация в общении
Альтернативная коммуникация представляет собой способ общения, при котором устная речь заменяется или дополняется другими понятными средствами для выражения мыслей, эмоций и желаний.
Главная / Блог / Альтернативная коммуникация
08.12.2023
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:
АВА-терапия
3 минуты
Время чтения:
Содержание

Определение альтернативной коммуникации

Представьте себе, что в повседневной жизни мы часто используем альтернативные способы коммуникации. Например, вместо голосового звонка мы пишем текстовые сообщения в мессенджерах, создаем схемы и рисунки, чтобы объяснить дорогу, или используем жесты и мимику, чтобы передать информацию.

Каждый раз, когда мы прибегаем к замене устной речи с помощью жестов, символов, изображений или других средств, мы фактически используем альтернативную коммуникацию.

Виды альтернативной коммуникации

Без внешней поддержки:

  • Мимика,
  • Жесты,
  • Язык знаков,
  • Язык тела.
С внешней поддержкой:

  • Обмен изображениями,
  • Письменная речь,
  • Коммуникативные доски,
  • Устройства генерации речи,
  • Электронные устройства,
  • Приложения для планшетов.

Кому необходима альтернативная коммуникация?

Людям, которые по различным обстоятельствам не могут использовать устную речь для общения, альтернативная коммуникация предоставляет возможность выражать свои эмоции, передавать свои потребности, высказывать идеи, развивать отношения, активно участвовать в общественной жизни, учиться новому и развивать ценные навыки.

Кроме того, альтернативная коммуникация также полезна для тех, кто взаимодействует с людьми, не использующими устную речь: родственниками, учителями, друзьями, соседями, тренерами, работодателями и многими другими. Она способствует установлению конструктивного диалога и более глубокому пониманию другого человека.

Альтернативная коммуникация и ее значимость

Как выбрать альтернативную коммуникацию?

Принятие решения о выборе альтернативной коммуникации для неговорящего ребенка следует осуществлять совместно специалистами и родителями, учитывая предпочтения, сильные стороны, ограничения и окружающую среду ребенка.
Каждая система альтернативной коммуникации обладает своими плюсами и минусами, и не существует универсального подхода. Некоторым детям может подойти комбинированное использование различных систем.

Например, жестовый язык может быть быстро освоен детьми с хорошими навыками моторной имитации, но не всегда понимается окружающими, что ограничивает возможности коммуникации.

Система PECS (система коммуникации с помощью обмена изображениями) подходит для детей, хорошо воспринимающих визуальную информацию, но требует постоянного обслуживания и внимания. Устройства для генерации речи могут привлекать внимание партнера и помогать формулировать длинные сообщения, но они дороги и подвержены риску повреждения.

Специализированные приложения для планшетов объединяют преимущества различных систем, но на данный момент требуют доработки для русскоязычных пользователей. Важно отметить, что альтернативная коммуникация не задерживает развитие вокальной речи и может даже стимулировать ее развитие, как подтверждают научные исследования.

Последние статьи