1.Изменения в просодии
Просодия представляет собой дополнительные элементы речи, такие как тон, интонация, ритм, ударение, интенсивность и высота. Обычно через эти акценты мы выражаем наше эмоциональное состояние, передаем скрытый смысл и шутим. У человека с аутизмом, у которого нарушена просодия, часто наблюдается монотонная или странная интонация, что может приводить к восприятию его собеседниками как бесчувственного, незаинтересованного, скучного или даже агрессивного. Исследователи связывают дефициты в навыках просодии с исполнительной функцией детей в спектре аутизма.
2.Эхолалия
Эхолалия часто сопровождает аутизм и заключается в автоматическом повторении ранее услышанных слов или фраз. Существуют немедленная эхолалия (когда ребенок немедленно повторяет сказанное) и отсроченная (когда ребенок воспроизводит фразы через некоторое, иногда длительное, время). Эхолалия может быть полной или частичной. Ребенок с аутизмом может прибегать к эхолалии по разным причинам, таким как самостимуляция, выражение эмоций, попытки коммуникации или удовлетворение своих потребностей.
3.Идиосинкразическая речь
Идиосинкразия заключается в использовании обычных слов или фраз необычным образом. Ребенок с аутизмом вкладывает в эти слова свой собственный смысл, который может не соответствовать общепринятому. Это влияет на способность ребенка взаимодействовать с другими людьми. Чем больше идиосинкразий в его речи, тем менее понятным он становится для окружающих.
4.Неологизмы
Неологизмы - это слова, которых нет в языке, на котором говорит ребенок. Он создает их сам. Существуют пассивные неологизмы - это бессмысленные звукосочетания, и активные - слова с определенным значением для говорящего. Они могут выполнять различные индивидуально-смысловые, смысловые или звуковые функции для ребенка.
5.Неправильное использование местоимений и окончаний
Личные местоимения - это сложные абстрактные концепции, которые дети с аутизмом могут усвоить только через прямую имитацию. Для правильного использования местоимений и падежей необходимо понимание социальных ролей в коммуникации. Сложности в использовании местоимений связаны с задержкой развития чувства собственной личности у детей с аутизмом.
6.Вербальные ритуалы
Вербальные ритуалы представляют собой определенную последовательность слов в фразе, которую ребенок строго придерживается. Это один из видов повторяющегося поведения, которое иногда может быть навязчивым. Вербальные ритуалы могут ограничивать способность ребенка в общении, поскольку окружающие могут воспринимать их как странные и редко несущие коммуникативную функцию.
Все эти нарушения речевых паттернов затрудняют осмысленное общение, социальное взаимодействие и раскрытие потенциала детей с аутизмом. Поэтому на следующем этапе работы с речью необходимо стремиться к следующим целям: обеспечение функциональности коммуникации, обогащение средств общения и их понятность для окружающих. Однако важно найти баланс: целью является не сделать аутический ребенок максимально похожим на нейротипичного, а помочь ему стать более понятным для общества, чтобы он мог удовлетворить свои личные потребности.