АВА-терапия также включает в себя коррекцию нежелательного поведения, основанную на четырех функциях, которые определяют, что ребенок хочет получить, проявляя определенное поведение. Эти функции поведения включают:
- Привлечение внимания: Поведение, направленное на привлечение социального внимания, может проявляться через различные действия, задачей которых является вызвать реакцию от взрослых.
- Доступ к желаемому: Ребенок проявляет поведение с целью получить доступ к желаемому предмету или деятельности. Например, кричание может быть использовано для того, чтобы получить внимание или получить конфету.
- Избегание: Поведение, направленное на избежание выполнения задания или другой неприятной деятельности, может проявляться через отказ от сотрудничества или использование стратегий избежания.
- Сенсорная стимуляция: Это поведение направлено на получение приятных сенсорных ощущений, таких как качание или висение вниз головой.
Процесс определения функции поведения включает несколько этапов. На начальном этапе специалисты собирают информацию о поведении ребенка, в том числе разговор с родителями, анкетирование, использование рейтинговых шкал, опросы педагогов. Затем проводится прямое наблюдение за поведением с целью сбора дополнительных объективных данных. Этот процесс помогает определить, когда, как и почему возникает нежелательное поведение, а также какие реакции родителей и окружающих могут усиливать это поведение.