Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность №Л035-01298-77/00640777

Как определить, что у школьника дислексия

Понятие дислексии
Обычно признаки дислексии становятся заметными к 2-3 классу, когда ребенок начинает испытывать трудности в понимании прочитанного текста. Раннее выявление этой проблемы позволяет школьнику легче адаптироваться к учебному процессу.
Главная / Блог / Как определить, что у школьника дислексия
08.11.2023
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:
АВА-терапия
8 минут
Время чтения:
Содержание

Определение дислексии

Дислексия представляет собой особенность восприятия информации, которая проявляется в частичном нарушении навыков чтения, при этом сохраняется способность к обучению. Дети, страдающие дислексией, могут читать медленно, допускают много ошибок и испытывают сложности в понимании смысла прочитанного.

Важно понимать, что дислексия не является заболеванием с четко определенными симптомами, и ее причины могут различаться. У школьников, сталкивающихся с этой проблемой, может быть высокий интеллектуальный уровень. Однако большинству из них тяжело распознавать звуки в словах или понимать, как буквы соответствуют звукам. Кроме того, дислексия часто сопровождается нарушением навыков письма, известным как дисграфия.


Основные признаки дислексии

Как уже указывалось выше, трудности в восприятии прочитанного текста становятся очевидными в начальной школе. Тем не менее, некоторые признаки можно обнаружить и обратить на них внимание уже в дошкольном возрасте.

1.Проблемы с речью

  • Развитие речи у ребенка происходит медленнее, чем у детей того же возраста.
  • Он испытывает затруднения с запоминанием стихотворений, путает времена года, дни недели и время суток.
  • Неправильное произношение звуков сохраняется после 5-6 лет.
  • Чтение у него медленное и с большим количеством ошибок, и ему трудно понимать прочитанный текст.
Дислексия у детей
2.Проблемы зрительно-пространственного характера

  • Ребенок с трудом различает понятия "право" и "лево".
  • Буквы и цифры могут быть написаны зеркально.
  • Ребенок часто путает похожие буквы.

3.Моторные и регуляторные проблемы
  • У ребенка наблюдается плохая координация, в том числе в процессе активных игр.
  • Ему тяжело развивать мелкую моторику. Например, он может испытывать трудности в завязывании шнурков, не уметь пользоваться ножницами или собирать мозаику.
  • Также у него могут быть проблемы с концентрацией внимания.

Виды дислексии

Существует несколько типов дислексии:

  1. Фонематическая дислексия проявляется в нарушении формирования и распознавания фонем. Ребенок читает слова по буквам, перепутывает их и меняет местами слоги.
  2. Семантическая дислексия характеризуется отсутствием понимания прочитанного текста.
  3. Аграмматическая дислексия выражается в неправильном выборе окончаний, времен и падежей при составлении словесных конструкций.
  4. Мнестическая дислексия проявляется в нарушении соотношения между буквами и звуками и невозможности их различения. При чтении буквы могут смещаться, исключаться из слов и так далее.
  5. Оптическая дислексия возникает из-за нарушения зрительно-пространственного представления о форме и размере предметов. Ребенку сложно нарисовать букву по образцу и узнать ее.

Как распознать дислексию у ребенка педагогу

Часто именно учитель может стать первым, кто обнаруживает у младших школьников признаки дислексии. Важно учитывать, что характерные ошибки, как правило, устойчивы и проявляются систематически. Если ошибки возникают время от времени, это может быть результатом усталости или невнимательности ученика. В таких случаях рекомендуется внимательно наблюдать за ребенком.

Ученики, страдающие дислексией, часто сталкиваются с трудностями при написании. Их буквы в тетради могут иметь разный размер и наклон в разные стороны. В словах могут отсутствовать гласные, включая ударные, порядок слов может быть нарушен, а словосочетания иногда записываются слитно.

Своевременное выявление и коррекция дислексии у школьников

Последствия нарушения навыков чтения имеют прямую связь с социальной адаптацией человека в обществе. В период школьного возраста дислексия может стать причиной насмешек со стороны одноклассников и снижения успеваемости ребенка. Это в долгосрочной перспективе может привести к социальному изоляцию и затруднениям в выполнении определенных видов деятельности. Однако дети, которые получают своевременную помощь, способны значительно улучшить свои навыки чтения, а также успешно обучаться и достигать успехов в выбранной профессии.

Профилактика дислексии у дошкольников и младших школьников основана на развитии необходимых навыков, таких как речь, память и внимание, через специальные упражнения. Важное значение имеет коррекция произношения звуков и лексико-грамматической структуры речи.

Если дислексия выявлена у ребенка, родителям важно понимать, что ему потребуется дополнительная поддержка и внимание. Дети с нарушениями навыков чтения нуждаются в особом образовательном подходе, включая адаптацию учебной программы и регулярные занятия с логопедом и психологом. Кроме того, многие из них обладают уникальными талантами, и задача родителей и педагогов - помочь развить их сильные стороны и способности.

Помощь в адаптации к обучению

Первым и наиболее важным шагом в профилактике и коррекции дислексии у младших школьников является наблюдение. Признаки нарушений навыков чтения обычно становятся заметными для учителя довольно быстро. Однако на этапе начальной диагностики важно следить за динамикой.

Если вы замечаете особенности, которые могут указывать на дислексию, важно наблюдать, как они проявляются у ребенка. Если эти трудности проявляются систематически, то стоит вовлечь в процесс родителей. Разговор с родителями должен проводиться тактично. Задача учителя - рассказать о замеченных особенностях и помочь найти пути их решения.

Иногда родители уже могли обратить внимание на эти признаки, но списали их на лень или неусидчивость ребенка. Понимание того, что учитель заинтересован в успешной адаптации ребенка, может помочь родителям предоставить всестороннюю поддержку.

Если родители осознают важность адаптации ребенка с дислексией и коррекционной работы, им может быть предложено проконсультироваться со специалистами в данной области, такими как логопед, психолог, невролог и др. Важно понимать, что родители не всегда принимают эту информацию легко, но учитель может помочь ребенку в школе, предоставив поддержку и советы.

При работе с детьми, страдающими дислексией, учителя могут применять различные методики и стратегии:

  1. Хвала и поддержка: Важно поощрять ребенка и создавать условия, в которых он чувствует поддержку. Избегайте критики и использования уничижительных замечаний.
  2. Движение и активность: Перерывы и возможность двигаться помогают учащимся с дислексией поддерживать концентрацию внимания.
  3. Артикуляционная гимнастика: Упражнения, направленные на четкое произнесение слов и звуков, могут помочь улучшить артикуляцию и понимание речи.
  4. Упражнения на стимуляцию мозжечковой деятельности: Эти упражнения способствуют улучшению способности к обучению и восприятию информации. Примерами таких упражнений могут быть балансировка, игры с предметами разного веса и другие.
Педагоги, желающие углубить свои знания в этой области, могут пройти курс "Нейропсихологическая диагностика и коррекция дислексии, дисграфии и дискалькулии у младших школьников" в нашем Институте. Этот курс предоставит информацию о нейропсихологии, функциональной организации мозга и высших психических функциях у детей младшего школьного возраста, а также обучит методам диагностики и коррекции учебных трудностей. Курс будет полезен педагогам-психологам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам и другим специалистам, интересующимся нейропсихологией.

Последние статьи