Роберт Шрамм выделяет 7 этапов установления эффективного воздействия:
- Контроль мотивационных предметов: Все предметы, которые привлекают внимание ребенка, следует подвергать контролю взрослого. Стимулирование желаемого поведения осуществляется через предоставление доступа к этим предметам при соблюдении простых инструкций. Одним из методов является помещение мотивационных предметов в прозрачные контейнеры на недоступной для ребенка высоте, чтобы он видел их, но не мог достать.
- Интересное взаимодействие: Взрослый должен становиться источником новых положительных впечатлений для ребенка. Это достигается путем активного участия в интересах ребенка, например, предоставлением возможности послушать музыку или весело провести время на качелях. Взаимодействие с взрослым становится приятным опытом, что укрепляет руководящий контроль.
- Последовательность и честность: Прежде чем давать инструкции или задавать вопросы, важно четко определить ожидаемую реакцию ребенка. Правильные ответы следует поощрять, подчеркивая значимость соблюдения правил. Постепенно увеличивайте независимость ребенка, предлагая больше подкреплений за самостоятельные действия.
- Успех-поощрение: Мотивационные предметы становятся доступными ребенку только при следовании его инструкциям. Поощряйте его участие, предоставляя простые задания и поощряя его стремление активно участвовать. Важно научить ребенка связывать выполнение правил с достижением желаемого результата.
- Переменное подкрепление: На начальных этапах контроля поощряйте каждую правильную реакцию ребенка. Со временем можно переходить к переменному подкреплению, то есть поощрять не каждый раз, а через определенное количество верных ответов. Это способствует устойчивости желаемого поведения.
- Анализ предпочтений: Этап направлен на полное понимание предпочтений ребенка. Важно выявить, что привлекает его в разных ситуациях, какие поощрения вызывают больший интерес. Это знание поможет предоставлять ребенку новые мотивационные стимулы, укрепляя его мотивацию к совместной деятельности.
- Уменьшение нежелательного поведения: Демонстрируйте, что нежелательное поведение не приводит к получению подкрепления. Игнорирование инструкций или неприемлемого поведения должно быть лишено положительных последствий. Определение и устранение нежелательных проявлений поведения помогает укреплять руководящий контроль.