Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность №Л035-01298-77/00640777

Как правильно хвалить ученика

Надо ли хвалить ученика
Похвала представляет собой объединение внимательности к ученику с позитивными устными высказываниями. Это значимое форма социальной поощрительной меры, которая может стать неотъемлемым инструментом мотивации, особенно в контексте школьной атмосферы.
Главная / Блог / Как правильно хвалить ученика
08.11.2023
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:
АВА-терапия
5 минут
Время чтения:
Содержание

Когда необходима похвала

  • Применяйте положительную оценку немедленно после правильного ответа или желаемого поведения. Как и в случае с любым видом поощрения, важно, чтобы похвала следовала сразу за актом – чем меньше временная задержка, тем эффективнее;
  • Выражайте похвалу за поведение, соответствующее текущим образовательным целям;
  • Поощряйте те действия, которые вы хотели бы видеть в будущем;
  • Используйте похвалу, если вы заметили хотя бы малейший признак улучшения поведения или усилий ребенка в нужном направлении.

Соблюдайте правило «4 к 1»

Для эффективного использования похвалы рекомендуется придерживаться принципа "4 к 1". Это означает, что на каждое замечание или исправление следует приходиться как минимум четыре случая положительной оценки.

Часто бывает так, что внимание педагога обращается на ребенка только в случае проблемного поведения или ошибок. Однако, чтобы поддерживать положительное поведение ребенка, крайне важно проявлять признание и похвалу намного чаще, чем вносить коррекции. Следует активно "ловить" ученика за хорошими поступками и выражать одобрение, как минимум, в четыре раза чаще, чем делать замечания.

Как хвалить ученика педагогу
Похвала для учеников подобна депозитному счету в банке: чем чаще вы вносите в него вклады, тем больше он растет. Указывая на положительные моменты поведения ученика, вы улучшаете рабочие отношения с ним. Это позволяет вам иметь запас "средств" на случай необходимости внести негативные замечания или провести коррекции, и ваш "банковский счет" будет достаточно обширным для этого.

Применяйте конкретную поведенческую похвалу

Конкретная поведенческая похвала представляет собой позитивное утверждение, используемое для поощрения желательного поведения. Она состоит из трех ключевых элементов: упоминания имени ученика (или фразы, выражающей признание), ясного описания или определения конкретного поведения и выражения фразы положительной оценки.

Примеры:

«Джон, ты прибрался на парте – отличная работа!»
«Молодчина! Ты вовремя использовала навыки против стресса, Линн».
«Отлично ждешь своей очереди» (стоя рядом с ребенком и глядя на него).
«Прекрасно, ты нашел все одинаковые картинки» (во время занятия один на один).

Применяйте неспецифическую похвалу

Общая похвала представляет собой положительное утверждение, направленное на поддержание желательного поведения, и она не содержит всех компонентов, которые присутствуют в конкретной поведенческой похвале.

Примеры:

«Джон, на твоей парте теперь так красиво».
«Ты не забыла о навыках против стресса, Линн».
«Алекс, ты очень хорошо себя ведешь».
«Молодец».
«Спасибо».
«Потрясающе!»
«Очень хорошо».

Как использовать конкретную поведенческую похвалу

  1. Определите конкретное поведение и решите, стоит ли его похвалить.
  2. Обратитесь к ученику по имени или другим образом покажите, что ваша похвала адресована именно ему.
  3. Дайте ясное описание желательного поведения.
  4. Включите в высказывание слова похвалы, такие как "хорошо", "молодец", "хорошая работа", "отлично", "потрясающе", "замечательно", "очень красиво", "просто супер", "ух ты", "ты это сделал", "ты хорошо постарался", "так держать" и другие. Варьируйте слова похвалы, чтобы они не становились банальными.
  5. Имя, описание поведения и слова похвалы можно располагать в разном порядке.
  6. Похвала должна быть искренней и произноситься с энтузиазмом.
  7. Разнообразьте формулировки похвалы, избегайте повторения одной и той же фразы, чтобы она не теряла своей ценности для ученика.
  8. Похвала не должна прерывать деятельность ученика, не мешать занятиям и не становиться помехой.

Примечание: похвала может вызвать негативную реакцию

У некоторых детей возникает негативная реакция на похвалу. Это может зависеть от предыдущего опыта ребенка: возможно, кто-то ранее хвалил его в неудачных ситуациях или перед повышением требований. Также возможно, что ученику не нравится, когда к нему обращают внимание. Важно проявлять осторожность и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Последние статьи