Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность №Л035-01298-77/00640777

Стиминг (самостимуляция)

Стиминг у детей
Мы часто объясняем необычное поведение детей с аутизмом как проявление "стиминга". Основная цель стиминга — саморегуляция. Разные дети прибегают к различным формам саморегуляции, которые могут казаться необычными.
Главная / Блог / Стиминг (самостимуляция)
24.11.2023
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ:
АВА-терапия
5 минут
Время чтения:
Содержание

7 видов стиминга

Можно выделить 7 видов стиминга:

  1. Аудиальный: ребёнок прикладывает к ушам предметы, издающие звуки; ставит на "повтор" любимые фрагменты в мультфильмах, песнях, рекламе; сам издаёт различные звуки, кричит, визжит, рычит, повторяет определённые слова; любит, когда включают бытовую технику.
  2. Тактильный: ребёнок щупает, облизывает, жует, прикладывает к губам, щекам и другим частям тела предметы с определённой текстурой; ему нравится массаж и растирание щеткой.
  3. Визуальный: ребёнок рассматривает предметы под определённым углом или подносит их близко к глазам; смотрит на свет, блики, отсветы; смотрит на мерцающие или вращающиеся предметы.
  4. Проприоцептивный: ребёнку нравится чувствовать давление и тяжесть предметов на себе; он выбирает утяжеленные одеяла и любит крепкие объятия.
  5. Вестибулярный: ребёнок любит прыгать, взбираться вверх, кружиться на месте, раскачиваться, трясти головой.
  6. Обонятельный: ребёнок нюхает предметы, ищет определенные ароматы и запахи.
  7. Комбинированный: ребёнок саморегулируется, воздействуя сразу на две и более сенсорные системы: хлопает в ладоши, щёлкает пальцами, трясет руками перед глазами, "эхолалит", вокализирует и многое, многое другое.

Следует ли прерывать ребёнка?

Если выбранный ребёнком способ регулирования своего состояния не вреден и не мешает процессу обучения или освоению жизненных навыков, то нет необходимости прерывать эти действия. Даже если кажется, что это может выглядеть странно или привлекать внимание окружающих. Вместо того чтобы стыдиться уникального поведения ребёнка, лучше объяснить окружающим, что это его стратегия для успокоения, сосредоточения, выражения эмоций или сообщения о усталости.

Понимая смысл стиминга, мы можем научить ребёнка удовлетворять свои потребности более социально приемлемыми и привычными способами. Однако это не всегда возможно. Отнимать у ребёнка доступ к действиям, которые выполняют для него важные функции, было бы несправедливо и даже негуманно.
Стиминг как способ регулирования поведения
Прекращая и стыдя стимулирующего малыша, выражая ему своё недовольство, мы сообщаем ему, что он ведёт себя плохо. В то время как всё, что он делает, — это попытка саморегуляции, чтобы оставаться "хорошим" для нас. Если бы мы были в положении ребёнка, нуждающегося в регуляции, мы бы хотели получить поддержку от близких, а не строгие осуждающие взгляды, верно?

Когда мы чувствуем, что наши мышцы затекли от долгого сидения, мы встаём, разминаем ноги, делаем физические упражнения, чтобы избавиться от дискомфорта. Когда что-то выводит нас из равновесия и заставляет нервничать, мы начинаем измерять комнату широкими шагами или постукивать пальцами по столу, чтобы успокоиться. Это наши способы справляться с трудными ситуациями. Дети с аутизмом просто используют свои. Задача родителей — принимать их, поддерживать в трудные моменты и учить новым, более эффективным стратегиям саморегуляции.

Последние статьи